Мы живем в мире, повернутом на молодости. От рекламных щитов до замечаний родных, не дай бог забыть, что это долбаное-лучшее-время. Такое сексуальное.
И не то, чтобы все это на пустом месте.
Подростоковый бунт позади, универ закончен, здоровья, чтобы танцевать всю ночь напролет, когда с утра на работу, хватает, все ещё впереди, разве плохо?
«Это все хорошо, даже замечательно», — говорил папа, выслушав очередной доклад о том, какой классной я буду, когда заживу по-взрослому, — «но все-таки объясни, как именно ты собираешься зарабатывать на жизнь?»
По остальным вопросам мы с папой всегда могли договориться, но когда начинался разговор из серии WAKE UP YOU NEED TO MAKE MONEY, мы крепко сталкивались лбами.
На папиной стороне был опыт, он терпеливо объяснял мне, что делать, «чтобы был тыл». На моей — все вызывающее, непробиваемое упрямство семнадцати лет. В гробу я видала обустраивать тыл! Это нужно кому-то, но не мне, ведь с моими талантами, упорством, дисциплиной, я найду способ, я разберусь.
Папа сомневался, надо отдать ему должное, но мой маниакальный напор ему было долго не выдержать. Пришлось верить на слово. А в результате…
К теме денег и будущего нам приходилось возвращаться снова и снова. Накал возрастал, ведь за каждый мой фальстарт папе приходилось отдавать кругленькую сумму. Ясное дело, с каждым новым заходом моя уверенность в себе гасла, а к 26 от неё не осталось ничего. Где карьера? Где перспектива? Где та мощная и слаженная жизнь, о которой я столь проникновенно вещала?
Подростком я больше всего бесилась от того, что я уже не ребенок, но вынуждена зависеть от семьи и принимать её дурацкие правила. Теперь я могла устанавливать собственные правила до усрачки, да только запал весь вышел.
Это называют кризисом четверти жизни.
К конкретному возрасту эта меланхолия взросления имеет весьма приблизительное отношение. Будь вам 23 или 35, стабильный ход вещей школа-универ-работа-семья дает сбой, и мы вступаем в эру тотальной неуверенности. «Страшное сомнение во всем», — называет это состояние Уитмен.
Кризис четверти жизни это вопрос WTF, всплывающий раз за разом по всем фронтам. Образование, с которым, как выяснилось, никуда не приткнуться, материальная неустойчивость в дрейфе от одной day job к другой, и часто унизительная зависимость от родителей, которые так надеялись, что из вас что-то да выйдет.
Вспоминаются первые заработанные вне семьи деньги. Какая уж там гордость. Скорее коктейль из жалости, недоумения и разочарования. И это все? И это то, чего стоит моя жизнь, мое время? Первые годы зарплата и странные часы, которые я проводила за дневными работами, никак не могли увязаться воедино в моей голове. Многие вспомнят это чувство:
Мне на эту работу не хотелось – она была тяжелой и скучной, а сама фабрика была говенным сараем, нависающим над грязной Адроскоггин-ривер, как работный дом из романов Диккенса, – но деньги были нужны.
— Стивен Кинг
Теперь папа спрашивал: «Что дальше? Ты до конца жизни собираешься разносить кофе?» Подтекстом читалось: и ради этого я трудился, оплачивая тебе годы первосортного образования?
Я убеждена, что кризисы — не зло. Кризис растягивает наши души, заставляет расти над собой, мы нуждаемся в этом. Но если кто начнет мне расписывать, как же умно, красиво и здорово все происходит в это время, как нужно всего лишь позитивно посмотреть на ситуацию, я посоветую ему засунуть его позитивный взгляд куда подальше. Как бы необходимо это ни было, сам процесс — изрядная гадость. После можно найти в этом некий retrospective fun, но находясь внутри — вообще ничего веселого.
О чем кризис четверти жизни?
Тинейджерство кредитует самоуверенностью, именно на этой волне мы поступаем в универы, открываем новые города, прелесть первых заработков и самостоятельных решений. Пока мы учимся взрослой жизни, мы примеряем судьбы всех, кто впечатлил нас. Поэты, независимые режиссеры, никому неизвестные андеграундные музыканты, звездные преподаватели.
Но «годы учения» даже у Вильгельма Мейстера Гете неизбежно сменяются «годами странствий». После юности приходит взросление, и чего мы никак не ждем, так это что оно станет эрой факапов.
Старые способы жизни тут уже не работают. Как и образцовые жизни. Кроме прочего, ход времени ускоряется, все спешат куда-то и начинает казаться, что ты один стоишь на месте. У всех, кроме тебя, есть курс, все знают, что делают. Не знаю, утешит ли это кого-нибудь, но правда в том, что большинство тоже понятия не имеет, сработает ли что-то или нет.
Смысл кризиса четверти жизни — искоренение соблазна навсегда остаться только маленьким учеником своих героев, копией сверстников, хорошим сыном/дочерью родителей. Соблазна не прожить свою жизнь, не начать думать за себя.
Самая большая ловушка, которая подстерегает каждого в этот период: лучше вообще не начинать, чем начать и провалиться. Кому хочется добавлять дополнительный пункт в свое резюме провалов? Мне точно не хотелось. Но какова альтернатива? Растягивание этой серой зоны, gap of nothingness, когда мы тянем лямку и не можем ни на что решиться?
Моя бракованная логика сводилась к тому, что во всем виноват мой GPS. С юности я отличалась оголтелой верой в себя, и что из этого вышло? Следовательно, доверять себе нельзя, GPS завел в тупик. Значит, надо смотреть, что делают остальные, пройти двадцать пять тестов на профориентацию, поехать на випассану, получить ещё одно образование.
Если бы я только знала особенности этого периода, то пожалуй, мне не пришлось наворачивать штрафных кругов длиной в 2 года. Кризис каждого принадлежит только ему, но я не оставляю надежды, что мои находки сэкономят кому-то время или просто помогут сориентироваться.
Урок этого этапа — научиться действовать, не зная результата. Ошибаться. Принимать на себя последствия. И идти дальше, не устраивая драму по поводу того, что вы якобы никчемны.
Кризис четверти жизни ставит перед рядом неудобных вопросов: чем я на самом деле хочу заниматься? как овладеть искусством зарабатывания на хлеб? какую я хочу жизнь? есть ли во мне что-то по-настоящему ценное?
В это время внутренний GPS действительно кажется особенно ненадежным. Но не стоит забывать, что суть GPS такова, что он реагирует на движение. Он сообщает очень громко, когда вы едете не туда, и порой может некоторое время молчать, когда вы на правильной дороге. Но он однозначно будет молчать, если вы будете просто стоять на месте. Вывод? В любой непонятной ситуации все равно надо действовать. Делайте лучшее из возможного на данный момент.
Для пущей основательности я составила мини-гид DO&DON’Ts по кризису четверти. Как говорится, I wish I knew. В помощь всем, кто сейчас перебивается на этой суровой отмели.
DON’Ts:
- Не имитируйте позитив. Даже в депрессии я тратила массу сил на то, чтобы изображать радость. Мир не развалится, друзья не отвернутся, люди не станут считать вас менее интересным, если вы честно принимаете себя там, где вы есть. Производство имиджа «мне все нипочем» — совсем не то, на что стоит тратить силы.
- Не сравнивайте. Самое трудное на свете. В какой бы сфере вы бы не мечтали себя реализовать, кто-то уже сделал больше. Перестаньте себя терзать. В особо тяжелых случаях стоит на время отказаться от соц. сетей. Все понимают, что то, что мы видим в социальных медиа это конструкт, но ощущение собственного несоответствия возрастает колоссально. Увы, это уничтожает тот невеликий ресурс веры в себя, который у вас ещё есть.
- Не закрывайтесь в четырех стенах. GPS не работает, когда вы стоите на месте в ожидании неизвестно чего. Не хотите общения — не общайтесь, но смените обстановку. Можно уехать — без музыки, без книг, без планов. С компанией или одному. Уверенность не придет, если даже очень упорно обо всем размышлять.
- Не оправдывайтесь. Часто мы отказываемся от коннекта в этот период, потому что нам нечего сказать в ответ на вопрос о планах, роде занятий и так далее. Если мы так легко учимся изображать благополучие, почему бы не потренироваться изображать невозмутимость? Fake it until you make it. С неколебимым спокойствием отвечайте, что понятия не имеете, что будете делать, когда найдете нормальную работу, и так далее. Можете пойти дальше и перечислить, чем вы занимаетесь (какой бы чепухой это ни казалось другим, не позволяйте обесценивать свой опыт). Вы не обязаны давать отчет о своей жизни никому, включая родных. По праву взрослого человека, вы не уверены и не впадаете в панику по этому поводу. Поверьте, это даст вам фору в десять шагов.
- Не стройте мега-планов. Не загадывайте на годы вперёд, сохраняйте фокус не дальше следующего шага. Подарите себе свободу эксперимента, потому что вы понятия не имеете, что будет через 5 или 10 лет.
DOs:
- Сдайтесь. Звучит ужасно, но на деле это самый эффективный ключ к тому, чтобы повлиять на ситуацию. Пока вы на фазе отрицания (этого не может быть! этого не могло случиться!), вы способствуете смятению. Худшее случилось. Вы не знаете, что делать. Ну и окей, поехали дальше. Тренера по растяжке учат, что если не принимать ограничения своего тела, травм не избежать. Уважайте свой путь и свои ограничения (финансовые, эмоциональные, физические) на этот момент.
- Бросайте. Если одна из сфер вашей жизни давно приносит только страдания, бросайте. Не нужно ждать, когда будет лучший день или лучшая возможность. Даже если вы понятия не имеете, на что вы будете жить или где, не уговаривайте себя терпеть, не морочьте себе голову, внутри вы уже знаете — it’s over. Бросайте. Вот увидите, решение найдется, новая возможность придёт.
- Kill your darlings. Уничтожьте мысленный список того, что вы должны были сделать к этому моменту. Даже если вы накрепко сжились с этим образом, настала пора переизобрести себя. Основные представления о себе, за которые мы держимся, в огромной степени закрывают сознание от других интересов. Разрешите переменам быть вашим союзником, а не врагом.
- Примите посильный вызов от самого себя. Пробегите первые 5 км, прочтите «Улисса» , познакомьтесь с кем-нибудь в кафе, сделайте что-то, что давно хотелось и почувствуйте вкус от маленькой, но реальной победы.
- Изучайте. Добывайте качественную информацию обо всем, что вас волнует. Можно начать с Марка Мэнсона в блоге Анны Черных и статью Лиз Гилберт у Леночки, если вы думаете в сторону поиска призвания. Изучите свои биоритмы, сколько и когда вы на самом деле хотите спать, как питаться, куда путешествовать. Будьте пытливы, ищите людей с похожей историей, или тех, кто уже занимается тем, чем вы хотели бы. Эти усилия никогда не пропадут даром.
- Играйте. Не надо разыскивать ту самую «страсть» и инспектировать свои таланты, ищите удовольствие. Или, как говорит Лиз Гилберт, идите за любопытством. Вспомните, какие игры нравились вам в детстве и актуализируйте это в ни к чему не обязывающей форме. Возьмите класс рисования или актерского мастерства, снимите небольшой ролик, захотелось писать — напишите просто так, без ожиданий, что вы созданы, чтобы превзойти Шекспира. Пробуйте just for fun. Главное не путать: GPS говорит с нами не языком достижений, а языком эмоций. То, что вы не умеете это делать сейчас, ничего не говорит ни о вас, ни о ваших способностях. А то, что вам это нравится, говорит о том, что вы сможете делать это достаточно долго, чтобы добиться впечатляющего прогресса.
Старшие были в чем-то правы. Молодость отличное время, хотя и дерьмовенькое.
Первая хорошая новость в том, что огромная часть фрустрации исчезает, как только прощаешься с той детской частью себя, которая ждала, что уверенность будет вечной, что жизнь выстроиться сама собой просто потому, что ты всегда чем-то занят.
Вторая хорошая новость — что кризис четверти жизни не выдумка (про это написано в Википедии, следовательно, это существует), масса людей проходят через это прямо сейчас. А значит, мы можем делиться историями. А вот это уже по-настоящему круто.
Поделитесь своим опытом в комментариях, сталкивались ли вы с кризисом четверти жизни? Что было/остается самым тяжелым в это время?
Если этот пост оказался полезен, поделитесь с друзьями, нажав одну из кнопок соц. сетей ниже. Верите-нет, с каждым шером в моей душе распускаются бутоны роз.
Pingback: «Не бросай меня!» Что делать, если твой друг в кризисе? — Juneau Soler()
Pingback: Кто такие мисфиты — Dare To Misfit()
Pingback: GPS мистера Эмерсона — Dare To Misfit()
Pingback: Belonging: неочевидный способ найти себя — Dare To Misfit()
Pingback: Кризис как пауза: когда пора отпускать — Dare To Misfit()
Pingback: Мы не сбегаем: мисфиты в 21 веке — Dare To Misfit()